?

Log in

No account? Create an account

Что день грядущий нам готовит. Делаю собственный прогноз для отрасли на ближайшие три года. 

1. РЫНОК услуг автосервиса РБ будет активно насыщаться и делиться новыми игроками в том числе пришедших из других отраслей

2. Активность проявят автохаусы и поставщики запчастей

3. Будут построены и открыты сети автомастерских реализующие различные сетевые концепции

4. Магазины запчастей в крупных городах лишатся большой доли частных клиентов

5. Поставщики запчастей и материалов будут укрупняться и создавать собственные мастерские и даже сети СТО.

6. В регионах (в областных центрах) появятся автосервисы полного цикла с современным оборудованием и высокой степенью организации

7. Крупные компании создадут учебные центры для подготовки собственного персонала

8. Производители программного обеспечения для автосервиса (предъявят иски потребителям контрафактной продукции)

9. Строительство крупных сервисных площадок как для собственного потребления, так и для сдачи в наем.

10. Приход росийского бизнеса в отрасль.

11. Значительный отток профессионалов отрасли в ближнее зарубежье в 11-12 гг

И снова здравствуйте! Не прошло и получаса, я снова вываливаю на вас информацию. Простите, но когда есть время, тогда и .. наполняю блог.
В дополнение к предыдущему материалу основанному на результатах анкетирования хочу дам Вам собственный взгляд на тренды, тенденции  ушедшего 2011 года в отрасли автосервиса.
Кратко и по существу:

 
-активный рост парка а/м и объема рынка услуг
-активный приток мелких инвестиций в отрасль
- тотальное государственное регулирование и усиление контроля
- бум регистраций новых автосервисов
-Выход на рынок новых сильных игроков из других бизнесов
-Рост внимания игроков рынка к регионам
-рост дефицита специалистов
- морально устаревшая нормативная база уводит малый бизнес в зону повышенного риска
- влияние кризиса (загрузка, стоимость услуг, ЗП, стоимость ЗЧ)
- тупик с проблемой площадей
- отсутствие  программ поддержки  автосервиса
- внимание государства к квалификации специалистов и качеству учебных программ 
 
- До 20 (!) первых сертификаций ежемесячно только в Минске и Минской области. Думаю меня должны поправить в большую сторону те у кого должны быть точные данные.
Волна регистраций СТО и практически полное отсутствие профильных площадок провоцируют отдельных граждан на продажу "воздуха", а именно - права аренды. Т.е. более менее подходящие для автосервиса площади могут предлагаться не владельцами, а арендаторами, которые за "право аренды" желают получить порядка 5 тыс долл с поста... Обычно, эти площади занимает реальная компания автосервиса по разным причинам покидающая насиженное место (низкая доходность, плоха организация труда, проблемы с арендодателем и прочие) или закрывающаяся. Но среди продавцов встречаются и другие творческие личности по сути открывшим новый тренд который я называю "девелопмент по белорусски" (об этом в другой раз).

- Настало время профильных мастерских, которые демонстрируют лучшую загрузку, показатели качества и динамику прибыли.

Рассмотрим положение Дилеров:

 ЖЕСТКИЕ ДИЛЕРСКИЕ  ТРЕБОВАНИЯ
Требования к внешнему виду
Требования к наличию оборудования
Требования к квалификации
Требования к информационному обеспечению
Требования к структуре и схеме подчиненности
Прочие требования
 
 - серьезные  КОНКУРЕНТЫ из сегмента «С» ( категория которой обозначаются независимые мастерские в РБ)
-- КРИЗИС 2009
- ВЫСОКИЕ ЗАТРАТЫ
-- КРИЗИС ПРОДАЖ 2010
-- КРИЗИС  ПРОДАЖ 2011
-- БАЗОВАЯ ОРИЕНТАЦИЯ НА ПРОДАЖИ И  НА АВТОМОБИЛИ В ГАРАНТИЙНОМ ПЕРИОДЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ + менталитет Белоруса и КАК СЛЕДСТВИЕ  -  трудности с продажами УСЛУГ СЕРВИСА
-- ЦЕНОВОЕ  ПРЕДУБЕЖДЕНИЕ  ПОТРЕБИТЕЛЯ

Ситуация с ЗП: - больше всего в 11 году зарабатывали в гаражах, меньше в небольших независимых мастерских, еще меньше у дилеров. Объясняется просто - налоговое законодательство.

Новые услуги в отрасли:
 
1.ОКЛЕЙКА  А/М ПЛЕНКОЙ (ЛАМИНАЦИЯ)
2.МОБИЛЬНЫЙ  СЕРВИС
3.КОНСАЛТИНГОВЫЕ УСЛУГИ ДЛЯ АВТОСЕРВИСА
4.КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ ПОДБОР КАДРОВ ДЛЯ СТО
5.ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ АВТОСЕРВИСА
Оживление услуг по дополнительному оборудованию
 (авто для РФ)

Изменения в законодательстве
 
1.ТКП 132  после нескольких неудачных попыток с разработкой изменений - заменен на СТБ (1175-2011) Облуживание транспортных средств. Порядок проведения. (изменения в требованиях к документации, к качеству обслуживания, к Положению о порядке обслуживания транспортных средств прочие к форме документооборота автосервиса
 
 Кто-то подметил и другие важные тренды и события?  Пишите мне.
 
 

Ну вот, друзья, мы перешли мнимую годовую черту. Компания "Сервисмен" подводит итоги, считает количество слушателей и занимается придумыванием новых и доселе неведомых в РБ и РФ учебных программ, мероприятий и проектов для автобизнеса. А в это время, я подвожу собственную черту и смотрю на автобизнес (автосервис) как бы со стороны, измененным временем сознанием. Рассматриваю причудливые изгибы процессов правового регулирования, вижу светлые и темные течения в отрасли, светящиеся изумруды нового смелого опыта, лица, дела, события удерживаясь от оценки, запоминая моменты в потоке времени.
Но, вернемся к реальности и посмотрим на независимый автосервис в  2011 году.


Начало года самое время оглянуться назад и подвести итоги года прошедшего, учесть все минусы и плюсы, выявить тенденции и провести работу над ошибками, ибо 2012 год, судя по всему, обещает быть не легче, а возможно даже и сложнее 2011, но как говорится «предупреждён, значит вооружён».

Компания «Сервисмен» в конце 2011 года провела анкетирование 20 руководителей предприятий автосервиса из регионов РБ и г.Минска на предмет оценки текущей ситуации в отрасли. Не смотря на то, что это небольшая выборка мы решили поделиться с Вами этими результатами:

В первую очередь хочется выяснить, с какими сложностями столкнулись владельцы и руководители автосервисов в 2011 году?

Основные проблемы автосервисов в 2011 году:

- помещения

- кадры

- качество

- законодательство

- влияние кризиса

 

Рассмотрим более подробно обозначенные вопросы:

 

  1. Трудности с поиском и приобретением профильных помещений для автосервиса.

Все руководители отметили отсутствие профильных площадок, как следствие трудности с открытием нового СТО или с проблемы с  расширением производственных мощностей.
Практически, учитывая отсутствие программ финансовой поддержки новых предприятий автосервиса и недостаток собственных средств для строительства у белорусов, эта проблема для отрасли главная и пока тупиковая.

 

  1.    Кадровый вопрос: Общее мнение - «молодежь не имеет достаточного опыта, «старики» не хотят учиться», недостаточная квалификация персонала, отсутствие обученного персонала по качеству»
  2. Вопросы с качеством обслуживания клиентов и качеством ремонта автомобилей. Сами владельцы и руководители автосервисов делают неудовлетворительную оценку уровня качества работы в отрасли в целом. Основные слагаемые такой работы это кадровые проблемы («низкая компетентность и квалификация кадров как технических, так и административных»), снижение качества используемых в ремонте запасных частей.

(Высокие темпы роста объема рынка услуг сервиса автомобилей в последние годы спровоцировали волну регистраций новых предприятий в отрасли. Это положение значительно увеличило рост спроса на квалифицированных специалистов. Большинство из участников анкетирования сообщили, что практически не контролируют уровень удовлетворенности клиентов. С одной стороны, такая ситуация с качеством обусловлена отсутствием у большей части специалистов и руководителей какой-либо системной подготовки по вопросам качества и аспектам влияющим не только на качество организации производства, но и на уровень удовлетворенности клиентов, с другой далеко не все понимают степень важности вопроса.

Весь 2010 и начало 2011 года многие автосервисы «купались» в растущем потоке новых клиентов невнятно представляя себе сколько из них стали постоянными. Долю постоянных клиентов (лояльных) в общем объеме и ее динамику (стратегический показатель работы автосервиса) мало кто рассчитывал и контролировал.  Ред.)

 

 

 

  1. Законодательство в автобизнесе. Несовершенство нормативной базы, частые изменения правил игры, избыток требований регламентирующих порядок документооборота автосервиса, претензии к процедуре сертификации, отсутствие поддержки со стороны государства на старте бизнеса.

 

  1. Влияние кризиса 2011г.

            «кризис негативно сказался на загрузке мощностей в конце 2011 года», очередь на сервис (если она была) сократилась в 2 раза, большинство отмечают недостаточную загрузку сервиса. Квалифицированные специалисты, значительно потерявшие в заработной плате ушли «в гаражи».

 

 Прочие вопросы и проблемы обозначенные респондентами:

 

  1. Вопросы по автоматизации документооборота автосервиса:

Основная трудность -  «нехватка хорошего программного обеспечения».

 В большинстве случаев автосервисы используют программное обеспечение на базе «1С», большое распространение имеет программа «Альфа-Авто», реже используют ПО от «Юкола-Инфо», «АлибиСофт», собственные разработки.

 

  1. Вопросы по  оборудованию для СТО:

 Даже для обслуживания одной марки необходим значительный объем приборов оборудования, специального инструмента, приспособлений, программного обеспечения и технологической документации.

Большинство респондентов отметили высокую стоимость предлагаемого на рынке оборудования и как следствие - недостаток собственных средств на приобретение качественного и  полного комплекта оборудования и инструмента.

Наибольшее распространение получило оборудование из Китая (36%), Германии (26%) и России (21%).

 

  1. Вопросы по  работе с клиентами: потребительский экстремизм с которым сталкивались 80% респондентов.

 

 

Дополнительно, мы поинтересовались:

 

«С кем из поставщиков запасных частей быстрее и приятнее работать?»

Лидерами поставщиков запчастей для автосервисов по мнению наших респондентов оказались следующие компании «Шатэ-М»,  «Новый город» - услугами этих компаний пользуются по  28,5% опрошенных, указав, что с ними не возникает никаких проблем. Также были упомянуты такие компании как «Автоспейс», «L-auto», «Сиат», «Еврозапчасть», «Exist».

 

 «Нуждаетесь ли вы в дополнительных клиентах?»

В 100% случаях респонденты ответили – да.

 

«В настоящее время Ваше предприятие имеет спад или рост загрузки?»

Меньшая часть (примерно 30%)  опрошенных сетует, что имеют продолжающийся спад спроса на услуги. Большинство, а это 60% - говорят о  росте количества заказов.

Для 10% опрошенных число клиентов не изменилось.

 

Какие источники использует Ваша компания для размещения рекламы и продвижения услуг автосервиса?

В печатных СМИ размещают свою рекламу большинство –  27% опрошенных, упор на «сарафанное радио» делают 20% , также 20% респондентов используют интернет-рекламу.

Телевизионная реклама привлекает 12% респондентов, наружная реклама тоже 12%, рекламой на радио пользуются лишь 9% опрошенных.

 

От чего зависит оплата труда автослесаря в Вашей компании?

Основным критерием начисления зарплаты для автослесарей опрошенные считают производительность (нормо-часы или выручка по заказу), но некоторые сервисы представляют некоторые вариации, например, нормо-часы + надбавки за качество работы, нормо-часы + квалификация специалиста. Также некоторые дают оклад + процент от выручки.

 

Подняли ли Вы зарплату работникам в связи с изменением курса рубля к доллару?

70% ответили – нет, 30% -  подняли зарплату работникам, вместе со стоимостью нормо-часа или с привязкой  к  курсу доллара.

 

Каковы нормальные на ваш взгляд пределы заработной платы для специалистов в РБ сегодня?

В ответах респондентов пределы заработной платы начальников СТО колеблются от 5 млн. белорусских рублей до 18 млн. белорусских рублей. Большая часть руководителей готовы платить начальникам сервиса от 8 млн. белорусских рублей.  Мастер  должен на взгляд опрошенных руководителей получать от 4 до 12 млн. белорусских рублей, но большинство определяют цифру 5-6 млн. белорусских рублей. Максимальная планка зарплаты для специалистов по диагностике (диагностов) определена на уровне выше 1 тыс.долл. Средний  на уровне – 7-8 млн. белорусских рублей, а минимум 4,5 млн. белорусских рублей.

 Оплачивать работу слесаря руководители готовы в среднем на уровне 6-8 млн. бел рублей.

Зарплата мойщика/ уборщика автомобилей оценена на уровне 2,5-4 млн. белорусских рублей.

 

Ваша компания предпочитает растить специалиста с нуля или искать готового?

Большинство опрошенных -  60% считают, что нужно растить работника с нуля. 37% ищут  готовых специалистов к себе автосервис.

 

Какова стоимость нормо-часа до кризиса и сейчас?

Стоимость 1 часа работ до кризиса составляла в среднем  70 -90 тысяч белорусских рублей, на сейчас эта цифра составляет приблизительно – 150 000 белорусских рублей. Как мы видим стоимость одного нормо-часа увеличилась  в 2 раза.

 

Имеет ли Ваша компания автосервиса специализацию?

Большая часть респондентов ответили, что их компании имеют ту или иную специализацию, однако по нашим оценкам это не характерная ситуация для рынка услуг. Основная масса независимых компаний автосервиса в 2011 году не имели специализации на марке или видах работ. Причем чем дальше от областных центров, тем меньше компаний имеющих какую-либо специализацию в виду опасений, что будет недостаточная загрузка.

 Наибольший успех и доверие  клиента в Минске получили компании имеющие специализацию на видах услуг или  марках. Причин несколько – психология клиента (больше доверия к тем, кто делает не все подряд, а ту марку на которой езжу), требуется меньшее количество оборудования, инструмента, приборов, специалисты лучше ориентируются в технологии, быстрее выполняют работы, качество выше. Работники хорошо знают «болячки» моделей которые постоянно обслуживают, меньше теряют времени на поиск и устранение неисправностей. Условно «узкий» (марочный) ассортимент запасных частей положительно влияет на сроки ремонта не требуя слишком больших запасов. Компании, выполняющие специализированный агрегатный ремонт (стартеры, генераторы, рулевые рейки, турбины и пр.) имеют высококвалифицированных специалистов и серьезное оснащение, надежные каналы поставщиков специализированных запчастей и ремонтных комплектов.

Активно в Республике развивается сегмент быстрого сервиса (замена технологических жидкостей, шиномонтаж, заправка кондиционеров и другое), но критическое значение для этих работ имеет местоположение мастерской.

 

 

Также мы поинтересовались о необходимости объединения независимых мастерских Беларуси. Из 100 процентов опрошенных респондентов мнения разделились: 69% считают, что есть необходимость в объединении независимых мастерских, 31% дали негативный ответ. Тем не менее, в России такие объединения существуют – одно из ведущих это Автомобильная Сервисная Ассоциация (АСА) и данное сообщество уже взяло вектор  на рынок Беларуси – многие компании в республике уже сейчас рассматривают возможность вступления в эту ассоциацию в целях повышения квалификации специалистов и развития компании.

 

На последок мы поинтересовались, какие же вопросы волнуют самих руководителей и владельцев автосервисов и вот что мы получили:

Когда перестанут уничтожать СТО и возьмутся за "гаражи"? Когда государство начнет оказывать помощь автосервисам? Когда мы заживем нормально? Ждет ли нас светлое будущее в нашем бизнесе?

Ответы на эти и другие вопросы, возможно, мы узнаем в 2012 году.


На этом пока всё. Но тенденции отрасли я опишу в новом посте.
Ваш VAGminsk



Не оригинально, но от чистого сердца! Проблемы автосервиса во всех странах примерно одинаковы, а решения разные как по содержанию так и по эффективности. Разный рынок, разные условия - законодательство, климат, менталитет и т.д. Далеко не каждый руководитель, владелец бизнесмен из этой среды знает передовой опыт, понимает тенденции отрасли, оценивает перспективы. Еще несколько лет назад в автобизнесе каждый был сам за себя, каждый сам по себе набивал шишки даже работая по дилерским стандартам разные предприятия имеют собственные эффективные наработки и решения. Было время экспериментов, накопления опыта. Нынче время консолидации усилий, передачи успешного опыта, время объединения, время сетей.  Мы научились выполнять элементарные вещи, принимать авто в ремонт, выдавать из ремонта, ремонтировать, обслуживать автомобиль. Оглядываясь на мировой опыт мы даже научились планировать загрузку, готовиться к приему клиента, резервировать запчасти, принимать автомобиль в "интерактиве", оформлять документацию, автоматизировать документооборот, а  некоторые, особо "продвинутые" научились получать обратную связь от клиента  и ввели промежуточные статусы заказа... Кое-кто хорошо ориентируется в ожиданиях клиентов на каждом этапе обслуживания, кто-то вышел на уровень управления качеством, а многие все- еще не могут преодолеть этапы механизации и думают как же реализовать принцип внутреннего предпринимательства внутри компании. 
Но что дальше? Это все что мы можем сделать для себя и клиента? Да, мы достигли коэффициент загрузки производственных мощностей 0,3 или чуть больше, продаем средние 140 часов со слесаря. Этого достаточно для того, чтобы чувствовать себя успешными? В чем кроется успех в производительности сервиса или в удовлетворенности клиента? Где баланс интересов, где находятся двери в новые возможности, где ремесло, а где искусство? Есть замечательные возможности самореализации выдающихся специалистов, для которых рутина автосервиса, скука в прошлом - АСА и другие в РФ, Сервисмен  и другие в РБ собирающие под крыло классных и талантливых специалистов умеющих работать, руками и головой. Появилось много возможностей для роста. 
  Этот блог я буду вести для руководителей и владельцев автосервиса, в том числе для тех, кто учился на моем курсе РА-1 "Руководитель автосервиса". Это увлеченные делом люди из РБ, РФ, Казахстана, Латвии. Процесс обучения двустронний, я получаю отдельно-взятый  или групповой успешный или не очень опыт, мнение, а Вы аналитическую информацию, общие тенденции, структурированные данные и проверенные методы,  ответы на свои вопросы за рамками учебных программ моей компании. Надеюсь, что этот опыт окажется взамно полезным.
С Уважением, директор компании "СЕРВИСМЕН"/ Минск www.serviceman.by
Александр Визавитин / янв.2012

Profile

vagminsk
vagminsk

Latest Month

September 2012
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Syndicate

RSS Atom
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow